Система комплексного психолого-педагогического сопровождения

 

ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №25"

 

Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса

 

В школе создана служба, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учителя-логопеды, педагог-психолог, социальные педагоги, педагоги. Работа ведется в тесном контакте с медицинскими работниками школы. Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуально-психологических и физических особенностей детей осуществляется на школьном медико-психолого-педагогическом консилиуме.

            Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ, выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих  успешной адаптации  и интеграции его в социуме.

                Для этого учителями-логопедами составлен перспективный план работы, в котором отмечаются  этапы и последовательность работы, ее содержание и сроки прохождения каждого этапа.

                Основная задача логопедического сопровождения – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными речевыми нарушениями. Суть логопедических занятий сводится к подготовительной работе по формированию предпосылочных  умений и навыков, необходимых для усвоения соответствующего программного материала и отсутствующего у детей с речевыми нарушениями. Именно этим они отличаются от занятий учителя.  Именно поэтому основное внимание учителя-логопеды уделяют учащимся младших классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.

                Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении учащихся начальной школы составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте.  В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для группы детей, имеющих фонетико-фонематическое, фонематическое недоразвитие (ФФНР), так и для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР), необходимо:

·         Сформировать полноценные фонематические процессы;

·         Сформировать представления о звукобуквенном составе слова;

·         Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

·         Скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием. Что касается  детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения.. Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы с детьми с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем количество занятий по каждой теме определяется  составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и структуре дефекта.

На основании материалов обследования учащихся составляется календарно-тематическое планирование для каждой группы детей с нарушениями устной и письменной речи, в котором отмечается: состав учащихся и краткая характеристика проявлений речевого дефекта; основное содержание и последовательность работы; примерные сроки прохождения каждого этапа.

Первый этап коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР продолжается с 15 сентября по 15 мая, что составляет примерно 60-70 занятий (количество занятий может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от тяжести нарушений).  Основными задачами является развитие фонематических представлений: постановка и закрепление поставленных звуков; формирование полноценных  психологических предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умение слушать и слышать логопеда, темпа работы и т.д.)

По завершении 1 этапа коррекционно-развивающего обучения у учащихся должны быть:

-сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи;

-восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

-уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;

-поставлены и отдифференцированны звуки;

-уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

-введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение и т.д.

Основной задачей II этапа коррекционно-развивающего обучения является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Содержание занятий этого этапа направлено на:

-уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;

-уточнение значений используемых синтаксических конструкций;

-дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

На II этап коррекционной работы отводиться 60-70 занятий В зависимости от состава конкретной группы.

Главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка.

В процессе работы над развитием морфологических обобщений у детей формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов и активного и адекватного использования их в целях устного  обобщения в разных учебных ситуациях.

Вся работа по формированию у детей первоначальных морфологических представлений осуществляется пропедевтически в чисто практическом плане, что и составляет специфику коррекционно-развивающего обучения на логопедических занятиях. Последовательность работы по восполнению лексических средств языка может быть такой:

-практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;

-практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления;

-понятие о родственных словах (в практическом плане);

-понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок;

-практическое овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления;

-понятие о многозначности слов.

Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций.

В процессе логопедических занятий в плане устной речи постоянно осуществляется работа по овладению детьми моделями различных предложений. Наиболее эффективно и углубленно можно провести эту работу при прохождении темы «Образование слов при помощи приставок», т.к. значение каждого вновь образованного посредством приставки слова уточняется, прежде всего, в словосочетании и предложении.

Также, продолжается работа над развитием связной речи. Отрабатываются различные виды высказываний по ходу учебной работы, по ее завершению. Особое внимание уделяется формированию у детей таких видов высказываний как доказательства и рассуждения. Это имеет большое значение как для осуществления продуктивной учебной деятельности в классе, так и для предупреждения функциональной неграмотности.

По истечении II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны в практическом плане научиться:

-ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова;

-активно пользоваться различными способами словообразования;

-правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);

-передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:

-программирование смысловой структуры высказывания;

-установление связности и последовательности высказывания;

-отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Эти цели реализуются в определенной последовательности:

1.Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавать существенные признаки связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его искаженных различных вариантов (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).

2.Развитие умений и навыков анализировать текст:

-определять тему рассказа (текста);

-определять основную мысль текста;

-определять последовательность и связность предложений в тексте;

-устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

-составлять план связного высказывания.

3.Развитие умений и навыков построения самостоятельного высказывания:

-определять замысел высказывания;

-определять последовательность развертывания высказывания (план);

-определять связность предложений и смысловую зависимость между ними;

-отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;

-составлять план связного высказывания.

Отдавать предпочтение репродуктивным формам формирования связной речи (составление рассказа по картинке, пересказ прочитанного и т.д.) для детей с ОНР недостаточно. Формирование полноценной речевой деятельности предполагает формирование у них коммуникативных умений и навыков.

С этой целью на логопедических занятиях важно развивать у детей речевую активность (инициативные формы речи), т.е. не просто отвечать на вопросы *(кратко или развернуто), что осуществляется практически на любом логопедическом занятии, а учить вести активно диалоги по учебной теме:

-уметь самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжить общение-диалог;

-уметь сравнить, обобщить и сделать вывод, доказывать и рассуждать.

На данном этапе задачи формирования коммуникативной деятельности у детей с ОНР усложняются. Здесь совершенствуются умения и навыки осуществлять в процессе диалога такие высказывания как сообщение, побуждение к действию, получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.

-Поскольку нарушения чтения и письма являются вторичными проявлениями уровня несформированности устной речи, то логопедические заключения должны отражать причинно-следственную зависимость первичного и вторичного дефекта, а именно:

·          нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР;

·         нарушения чтения и письма, обусловленные ФФН;

·          нарушения чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитием.

В случаях сложных дефектов речи(дизартрия, ринолалия, алалия) логопедическое заключение о нарушениях чтения и письма при ФФН и ОНР дополняется данными о форме речевой патологии.

В логопедической работе используются авторские программы по логопедии: «Программа по логопедии для детей с ОНР II-III уровня», «Программа для детей с ОНР II-III уровня (грамматический материал и развитие связной речи)», «Программа по преодолению оптико-пространственной дисграфии», «Программа по дисграфии». Заканчивая изложение содержания обучения необходимо подчеркнуть принципиальные моменты его организации и реализации:

·         Вся работа учителя-логопеда имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи, а это значит, что в процессе логопедических занятий формируются полноценные предпосылки к обучению детей родному языку; именно это и составляет суть логопедической работы;

·         Специфика логопедических приемов и методов создается за счет особой подачи и формы коррекционных заданий, цель которых не дублирование классных заданий, а активизация речевой и умственной деятельности ребенка;

·         Специфика организации проведения логопедических занятий заключается в том, что формирование полноценной речевой деятельности тесно связывается у детей с ОНР ряда психологических особенностей – внимания к языковым явлениям, слуховой и зрительной памяти, способности к переключению и т.п.

В связи с этим содержание коррекционного обучения этих детей реализуется своеобразно. В ходе логопедических занятий значительное место отводится работе по развитию внимания, памяти, способности к переключению.

 

 

Проголосуй за наш сайт

Дата последнего обновления страницы 12.11.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»