Рабочая программа по математике. 8 класс VIII вида

 

ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №25"

 

Рабочая программа по математике. 8 класс VIII вида

Учитель математики Медведева Светлана Ивановна

Пояснительная записка 

 Рабочая программа по математике для 8 класса  составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида под редакцией В.в. Воронковой.
Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение 12 контрольных работ.
Обучение  проводится по учебнику для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида  «Математика 8» автора В.В. Эк. Учебник с  грифом «Допущено МО РФ», издан в издательстве «Просвещение» в 2004 году. Срок обучения в коррекционной школе 9 лет.

    Цели  и задачи учебного курса «Математика»  в специальной (коррекционной)  школе VIII вида:

- подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни, к овладению доступными им профессиями, к посильному участию в труде.

-  формирование того или иного математического  понятия, знаний, умений, навыков только на основе неоднократных наблюдений реальных объектов, практических операций с конкретными предметами.

        Программа  нацеливает учителя на широкое использование наглядности, дидактического материала, учитывая, что отвлеченное, абстрактное мышление школьников с интеллектуальной недостаточностью развито слабо. Поэтому в программе большое место отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями

        Учитывая неоднородность состава учащихся школы VIII вида
и разные возможности учащихся в усвоении математических знаний,  программа  указывает на необходимость дифференциации
учебных требований к разным категориям детей по их  обучаемости  математике.

       Программа в целом определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков, который, как показывает многолетний опыт обучения, доступен большинству учащихся коррекционной школы.

        Практика и специальные исследования показывают, что почти в каждом классе имеются учащиеся, которые постоянно отстают от своих одноклассников в усвоении математических знаний. Оптимальный объем программных требований,  оказывается, им недоступен, они не могут сразу, после первого объяснения учителя, усвоить новый материал — требуется многократное объяснение учителя или других учеников.

       Чтобы закрепить новый прием вычислений или решение нового вида задач, таким ученикам надо выполнить большое количество практических упражнений, причем темп работы таких учеников, как правило, замедлен.

        Программа предусматривает для таких учащихся упрощения по каждому разделу программы в каждом классе, таким образом, программа позволяет учителю варьировать требования к учащимся в зависимости от их индивидуальных возможностей.

Для учащихся с локальными поражениями коры головного мозга или с акалькулией, которые, успевая по всем учебным предметам,   не в состоянии усвоить программу школы VIII вида по математике, даже при наличии дополнительных индивидуальных занятий, программой предусматривается возможность их обучения по индивидуальным планам, составленным учителем и утвержденным администрацией школы. В этом случае индивидуальная программа составляется с учетом возможностей усвоения математических знаний конкретным учеником.

     Программа позволяет решить   основную  задачу преподавания математики в коррекционной школе — коррекционно-развивающую, а это значит, что цель процесса обучения математики ребенка с ограниченными возможностями здоровья, повышение уровня общего развития и коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся с диагнозом  лёгкая умственная отсталость.

        В программе излагается содержание разделов математики. Этими разделами являются: а) нумерация; б) арифметические действия с целыми числами; в) величины, единицы измерения величин; г) дроби; д) элементы наглядной геометрии. Во всех классах предусмотрено обучение решению математических задач.

        В каждый из этих разделов включен материал, доступный пониманию  детей с легкой умственной отсталостью на каждом  этапе их обучения, необходимый для овладения ими профессией, для подготовки к жизни и социальной адаптации.

       При изучении нумерации (1-9 класс) учащиеся должны получить понятия натурального числа, нуля, натурального ряда чисел и его свойств, овладеть закономерностями десятичной системы счисления.

    Программа предусматривает обучение четырем арифметическим действиям (1-9 класс) в пределах одного миллиона, основным приемам устных и письменных вычислений, изучение названий компонентов и результатов арифметических действий, зависимости между компонентами, практическое знакомство с переместительным и сочетательным свойствами арифметических действий.

       В коррекционной школе учащиеся (4-9 класс) знакомятся с величинами (длиной, массой, стоимостью, временем, площадью, объемом), единицами измерения этих величин, их соотношением, числами, выражающими длину, стоимость, массу, время и т. д., и действиями с ними.

Наряду с этим учащиеся (5-9 класс) должны изучить дроби, как обыкновенные, так и десятичные: получение дробей, основные свойства, преобразования, сравнение дробей, арифметические действия с дробями, проценты.

        На всех годах обучения решаются как простые, так и составные арифметические задачи. Основную группу задач составляют, так называемые, собственно арифметические задачи. В программе указаны и некоторые типовые задачи (на нахождение среднего арифметического, на части, на прямое и обратное приведение к единице, на пропорциональное деление, на движение), имеющие большое практическое значение.

        Известно, что математика изучает не только количественные отношения, но и пространственные формы. Программа по математике для коррекционной школы включает:

1) изучение некоторых геометрических фигур и их свойств — линий, углов, круга, много угольников, геометрических тел — параллелепипеда, куба, цилиндра, конуса,  пирамиды, шара;

2) знакомство с квадратными и кубическими мерами, с измерением и вычислением площадей фигур и объемов геометрических тел (куба, параллелепипеда), а также решение задач геометрического содержания.

       В программе по математике предусматривается концентрическое изучение нумерации и арифметических действий с целыми числами. Изучение арифметического материала внутри каждого концентра происходит достаточно полно и законченно, причем материал предыдущего концентра углубляется в последующих концентрах.

      При концентрическом расположении материала учащиеся постепенно знакомятся с числами, действиями и их свойствами, доступными на данном этапе их пониманию. На первых порах есть возможность использовать предметную основу, так как изучаются небольшие числа. Затем осуществляется постепенный переход к отвлеченным понятиям и оперирование с числами, которые трудно конкретизировать с помощью предметных совокупностей.

      Приобретая новые знания в следующем концентре, учащиеся постоянно воспроизводят знания, полученные на более ранних этапах обучения (в предыдущих концентрах), расширяют и углубляют их. Неоднократное возвращение к одному и тому же понятию, включение его в новые связи и отношения позволяют умственно отсталому школьнику овладеть им сознательно и прочно.     Задачи каждого концентра:

    Пятый концентр — многозначные числа (в пределах 1 000 000).

В  программе по математике для специальной (коррекционной) школы VIII вида числа в пределах 1 миллиона изучаются не сразу, а разбиваются на следующие отрезки числового ряда:

в 6-м классе изучаются числа до 10 000;

в 7-м классе — до 100 000;

в 8-м классе — до 1 000 000.

       В этих же пределах дети выполняют четыре арифметических действия с этими числами, в том числе учатся вычислительным приемам умножения и деления на однозначное и двузначное число.

      Действия с многозначными числами вводятся постепенно, с учетом возрастающей степени сложности и особенностей усвоения алгоритмов этих действий учащимися с интеллектуальным недоразвитием.

Параллельно изучаются действия с числами, полученными при измерении величин с 1—2 единицами измерения.

      За период обучения математике в школе VIII вида учащиеся должны овладеть следующим:

а) нумерацией чисел, счетом простыми и разрядными единица
ми, равными числовыми группами в пределах 1000000, умением
читать и записывать эти числа, знать их десятичный состав, раз -
ряды и классы;

б) умением получить дробь, читать и записывать ее, знать виды
дробей, преобразовывать дроби;

в) арифметическими действиями, умением складывать и вычитать устно в пределах 100, знать таблицу умножения и деления,
овладеть приемами письменных вычислений, выполнять четыре
арифметических действия в пределах 1000000 (умножать и де-
лить на однозначное число), производить эти же действия с дробными числами (кроме умножения и деления дроби на дробь),
находить дробь и несколько процентов от числа;

г) умением решать простые и составные задачи в два-три действия,
указанных в программе видов;

д)   иметь конкретные представления о единицах измерения:

стоимости, длины, емкости, массы, времени, площади и объема;

знать таблицу соотношения этих единиц, уметь пользоваться измерительными инструментами и измерять длину масштабной линейкой,
циркулем и рулеткой;

взвешивать на чашечных и циферблатных
весах, определять емкость сосудов мерной кружкой, литровыми или пол-литровыми емкостями (банками, бутылками);

определять время по часам;

уметь заменять число, выраженное в мерах длины, массы, времени и т.д., десятичной дробью и выполнять с ними четыре арифметических действия;

е)   геометрическим материалом — уметь различать основные геометрические фигуры (точка; линии — прямые, кривые, ломаные; отрезок; луч; угол; многоугольник — треугольник, четырех угольник; круг; окружность; шар; конус; параллелепипед; куб), знать их названия, элементы, уметь чертить их с помощью линейки, чертежного треугольника, транспортира, циркуля, измерять и вычислять площади геометрических фигур и объемы параллелепипеда и куба.

 

Тематическое планирование Скачать

 

Яндекс.Метрика

Дата последнего обновления страницы 23.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»