Неделя

 

ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №25"

 

Неделя. Формирование временных представлений

Урок развития речи                                                                                                                                                        Учитель начальных классов Падалка Татьяна Николаевна

РАЗДЕЛ: «Формирование временных представлений».

ТЕМА. «Неделя».

 

ЦЕЛИ. Систематизировать знания учащихся о неделе; познакомить с различными видами календарей; закреплять умение внимательно слушать учителя; давать полные ответы на поставленные вопросы; коррекция временных представлений, слухового восприятия, внимания.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА. Лабиринт  для каждого ребёнка, цветные полоски семи цветов, иллюстрация к сказке, календари разного вида, словарные слова, картина для каждого ребёнка, цветные карандаши.

 

ХОД УРОКА

 

I.                     ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

   К нам в дом часто приходят гости. И в наш класс сегодня пришли гости. И, наверное, каждый хозяин рад, когда к нему кто-то приходит. И мы с вами, конечно, рады нашим гостям.  Давайте им покажем, чему мы научились, как мы умеем внимательно слушать учителя, правильно выполнять задания, давать полные ответы на вопросы.

   Для сосредоточенности друг на друге я предлагаю всем встать в круг, закрыть глаза и взяться за руки. Передайте своё настроение и тепло своим товарищам.

   Садитесь, пожалуйста, на свои места.

 

II.                    ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

   На доске большая цифра 7.

 - С чем у вас ассоциируется цифра 7? (ответы детей). Если учащиеся испытывают затруднения, дать им решить лабиринт.

Проведите глазами или карандашом по зелёной дорожке. Куда она вас привела? Правильно к словам «Неделя. Сказка ». А значит, что сегодня мы поговорим о неделе и послушаем сказку «Умная неделя»

III.                  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

  1. Знаете ли вы, сколько дней в неделе?

   Правильно! Неделя состоит из семи дней. Давайте назовём их по порядку: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

   Чтобы понять, почему неделя и её дни получили такие названия, послушайте одну из легенд Ветхого Завета.

 

   «Над бездной, покрытой мраком, в которой всё было перемешано: земля, вода, огонь и воздух, носился Животворящий Дух Господа, по воле которого вся эта мрачная безобразная бездна в продолжении шести дней преобразилась в прекрасный мир по всесильному слову всемогущего Творца: «Да будет!».

   В первый день явился Свет.

   Во второй – распростёрлась твердь небесная.

   В третий – отделились воды от земли. Произошли моря и реки, появилась суша и покрылась растениями.

   В четвёртый день творения небесная твердь украсилась солнцем, луной и звёздами.

   В пятый день – в водах появились рыбы, в воздухе птицы.

   В шестой день суша населилась разными животными, и были созданы два первых человека – Адам и Ева.

   Прекрасен был первозданный мир!

   Окончив творения, Господь стал отдыхать от всех своих трудов на седьмой день, благословив и осветив его. Этим самым Создатель указал человеку, чтобы он после шестидневных трудов своих, посвящал день своего отдохновения и покоя прославлению и служению Богу». 

 

   Седьмой день недели сначала называли словом «неделя», ведь в этот день и сам Господь Бог и люди отдыхали от дел и ничего не делали.

   Следующий день после «недели» стали называть понедельником, второй – вторником, третий день, который находился в середине недели – средой, четвёртый – четвергом, пятый – пятницей, шестой – субботой, а седьмой день христиане стали называть воскресеньем в честь чудесного воскресения Иисуса Христа.

   В календарях числа, выпадающие на воскресенье, выделяют красным цветом.

 - А какие ёщё дни выделяют красным цветом независимо от дня недели?

 - Правильно! Праздничные.

  2. Рассматривание различных видов календарей.

 

IV. ФИЗМИНУТКА

Давайте немного отдохнём! Выйдите на середину класса, образуйте круг.

Я буду говорить слова, и показывать движения, а вы за мной повторяйте.

 

Под весёлые напевы,

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова поклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг. И снова стой!

   Отдохнули, размялись, можно продолжить занятие.

 

V. СЛУШАНИЕ СКАЗКИ «УМНАЯ НЕДЕЛЯ»

Словарная работа: ажурный – сквозной мелкосетчатый; опочивальня – то же, что и спальня.

 

Давно это было.

   Жил в одном селе мужик. Вот пришло время ему сына женить, свадьбу весёлую играть, да избу новую для молодых рубить.

   Стал мужик думать, где бы ему на всё это денег достать. Старушка-мать и говорит ему:

 - Ты, Ваня, - мастер-золотые руки! Нарежь из дерева побольше красивой посуды – ковшей, чаш, ложек, раскрась поярче, покрой позолотой, укрась нарядными узорами. А жена твоя – Марья-искусница – пусть ковёр соткёт да вышьет на нём города, храмы златоглавые, леса, озёра, реки. Я кружев наплету тонких, воздушных и семь полотенец из льняного полотна сошью. На этих полотенцах вышью названия дней недели: на первом – понедельник, на втором – вторник, на третьем – среда, на четвёртом – четверг, на пятом – пятница, на шестом – суббота, а на седьмом – красной нитью – воскресенье.

   Как приготовим все вещи, сложи их, сынок, в большую плетёную корзину, запряги лошадь и поезжай на ярмарку в соседнее царство-государство. Там товар продашь и денег на свадьбу заработаешь.

   Иван всё сделал так, как мать посоветовала.

   В воскресенье Иван приехал в соседнее государство. Он думал, что на ярмарке полно народу – и продавцов и покупателей, а там – пусто!

   В чём дело? Видит старичок идёт. Иван к нему:

 - Дедушка! Скажи, почему у вас ярмарки нынче нет? Ведь день-то ярмарочный – воскресный!

 - Какой такой воскресный? – удивился старик. – Мы такого дня не знаем.

 - А другие дни недели знаете? – спрашивает Иван.

 - И других не знаем, и что такое неделя тоже не слыхивали!

 - Как же вы дни-то отсчитываете? – спрашивает Иван.

 - А чего их отсчитывать-то? Как идут один за другим, так и идут. Названий у них нет никаких! Кто в какой день, что захочет, то и делает.

   Смекнул Иван в чём дело и попросил старика:

 - Отведи-ка меня в царский дворец, к вашему царю-батюшке.

 - Ну что ж, - согласился старик, - во дворец, так во дворец, к царю, так к царю.

   Подошли они ко дворцу, а там стража стоит. Иван и говорит:

 - Пропустите меня, стражники, к царю, я ему подарки привёз!

 Открыл корзину и показал красивые поделки. Стражники его к царю и пропустили.

   Поклонился Иван к царю в пояс.

 - Здравствуй, царь-батюшка! Я к тебе с подарками!

 - Ну что ж, показывай, - говорит царь.

   Иван раскрыл корзину и стал выкладывать кружева ажурные, ковёр вышитый, посуду резную расписную, а напоследок и полотенца льняные вынул.

   Подарки царю по сердцу пришлись!

 - А что это за слова на полотенцах вышиты? – спросил он.

 - Это, царь-батюшка, названия дней недели.

   И рассказал Иван царю, что очень удобно дни по семь вместе собрать и каждому дню своё название дать. Тогда все люди будут знать, какой нынче день и какое дело затевать.

 - В нашем царстве принято, что все дела распределены по дням недели, вот, например, женщины и девушки в понедельник прядут, во вторник – полотно ткут, в среду – шьют, в четверг – избу убирают, в пятницу – вышивают, в субботу – все в баньках парятся, а в воскресенье – отдыхают, в храм ходят, Богу молятся, на ярмарки за подарками ездят. Среда – самая серёдка недели. После неё все деньки, как под горку, к воскресенью катятся.

   Выслушал царь Ивана и подумал: «Хорошо и удобно дни по семь в неделю собирать, и каждому дню своё название дать!»

   Приказал он Ивана серебром да золотом наградить за подарки да за умные речи. А полотенца вышитые в своей опочивальне разложил и дал указ всем женщинам такие же полотенца с названиями дней недели вышить и в избах в красном углу повесить.

   Иван домой вернулся, свадьбу сына сыграл, новый дом для молодых выстроил. И стали они жить-поживать, да добра наживать.

   А в соседнем царстве сразу больше порядка стало, и дела у людей лучше пошли. Умная неделя им помогала, подсказывала, что и когда делать.

 

VI. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.

Вы прослушали сказку. А сейчас постарайтесь ответить на вопросы, давайте, пожалуйста, полные ответы.

  • О чём думал Иван?
  • Что посоветовала Ивану мать?
  • Послушал ли сын её совета?
  • Какие вещи повёз он на ярмарку?
  • Что удивило Ивана в соседнем царстве?
  • Куда отправился Иван?
  • О чём Иван рассказал царю?
  • Что сделал царь, выслушав Ивана?
  • Как вы думаете, зачем людям нужно знать дни недели?
  • А что вы делаете в разные дни недели?

 

VII. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ.

Обратите внимание, у вас на столах цветные полоски.

  1.  

§          Сосчитайте, сколько их? 

§          Какого они цвета?

§          Как выдумаете, на что это похоже? /Радугу/.

§          Назовите все цвета радуги.

§          А как легче запомнить цвета? /Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Начальные буквы обозначают цвет/

§          Сложите радугу.

   2. Нарисуйте радугу.

 

 

VIII. ИТОГ УРОКА

   Вот и закончился наш урок. Что мы с вами нового узнали на уроке? А что мы с вами читали? Что ещё делали?

Молодцы! Вы очень хорошо работали, а если у нас и были какие, либо промахи мы постараемся их устранить. Всем спасибо.

 

Дата последнего обновления страницы 19.06.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»