В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения коммуникативные умения названы в числе базовых учебных действий, отражающих метапредметный результат образования. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, продуктивно сотрудничать сосверстниками и взрослыми.
Поэтому одной из важнейших своих задачна уроках истории и обществознания я считаю создание педагогических ситуаций общения,диалога и полилога (групповой дискуссии), т.е. творческого взаимодействия учителя и ученика, когда учащийся может проявить инициативу и творчество, пространственное и логическое мышление. Диалог – это не фронтальный опрос, а совместное с учителем обсуждение проблемы.
На уроках я стимулирую обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни сделать ошибку, получить неправильный ответ и т.п. Важным является поощрение стремления ребёнка находить свой способ работы (решения проблемы), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Признаю за учащимися право на собственное мнение, личную оценку исторических событий при условии ее серьезной аргументации, учу слушать и понимать мысль товарищей, защищать свою точку зрения в споре с другими учащимися.
На уроках создаю различные педагогические ситуации общения:
– учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников;
– решение нравственных проблем на базе исторических материалов;
– установление исторических параллелей;
– разыгрывание оценок;
– ролевые игры;
– деловые игры;
– сопоставление различных точек зрения на события;
– изучение дополнительной литературы и т.д.
Наиболее успешны подобные формы работы в 12 классе, где обучаются ребята с сохранным интеллектом.
Однако и в классах коррекционной школы VIII вида есть дети, активно участвующие в диалогах и полилогах на уроках обществознания, где многие темы связаны с их обыденной жизнью