Беляева Галина Анатольевна
Тема: « Хлеб – всему голова».
Цель: актуализировать знания детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей (профессии) ; совершенствовать ручные умения и навыки, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду.
Оборудование: мультимедиа, демонстрационный материал(зеленя, зёрна пшеницы, мука, тесто), каравай, тесто для лепки, клеёнки.
Ход занятия.
1.Сообщение темы и цели.
-Ребята, сегодня в классе гости. А всех гостей на Руси принято встречать хлебом- солью.
Мы гостей всегда встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим
Поклоняясь отведать просим ,
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб –соль из рук!.
-А тот, кто отведал хлеба и соли, навсегда становятся друзьями.
Хлеб на Руси всегда был в почёте. Его ставили в центр стола и считали главным блюдом.
Каждому знакомы
Мудрые слова.
Хлеб-хозяин дома,
Всему он голова.
-Так вот тема нашего занятия «Хлеб- всему голова» .И на сегодняшнем занятии мы выясним, почему хлеб занимает такое важное место в жизни людей.
2.Основная часть. Вводная беседа.
-Хлеб- какое короткое слово.
- Ребята, а что такое хлеб?
Хлебом называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.
Демонстрация «Что такое хлеб».
Только снег сошёл в апреле
Как поля зазеленели
Мы говорим хлеб
Вот зерно течёт рекою,
Чтобы сделаться мукою
Мы говорим хлеб.
Тесто кружится в квашне,
запекается в огне
Мы говорим – хлеб.
-А ещё что мы можем назвать хлебом?
-Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Мы едим его во время завтрака, за обедом, Ни одно торжество не обходится без каравая. Оказывается, в хлебе много питательных веществ, которые помогают вам расти сильными и здоровыми.
-А сколько хлеба в столовой берёте вы?
-- Ребята, но в нашей стране было время, когда хлеба не хватало, люди голодали. Это было во время ВОВ. Ваши бабушки и дедушки знают цене хлебу. Ведь люди, пережившие войну, умеют ценить хлеб. Город Ленинград , ныне Петербург, во время войны был окружён врагами, фашистами. В городе закончились продукты, и в Ленинграде начался страшный голод, от которого тысячи людей умерли. Взрослым, которые ходили на работу, давали по 250г хлеба, а детям, по 125г . Посмотрите, какой это маленький кусочек.
-Вот, каким ценным продуктом был хлеб во время войны.
-А вы знаете, как нужно обращаться с хлебом?
-Бережно, это как?
-Что можно сделать с подсохшим хлебом?
-А теперь, я хочу, чтобы каждый из вас дал обещание:
-Обращаться с хлебом бережно;
-Никогда не выбрасывать его;
Брать в столовой хлеба столько, сколько можно съесть.
-Ребята, мы поговорили с вами о хлебе, как его надо ценить
-А кто же знает, как хлеб пришёл к нам на стол?
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом, тем что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
-Хлеб вобрал в себя труд не одного человека. Сотни людей трудятся, чтобы у каждой семьи на столе был хлеб.
-Давайте вместе проследим этапы выращивания и переработки хлеба, и назовём, люди каких профессий принимали участие в этом процессе.
Презентация
Вот, он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой литой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
Вот какой длинный путь проделал хлеб: от поля до нашего стола.
3. Практическая часть Творческое самовыражение детей.
-а сейчас я предлагаю вам самим побыть в роль пекарей.
Перед вами кусочек теста. По своему замыслу вы можете вылепить хлебное изделие :бублик, булочку, ватрушку, рогалик, батон, каравай..
Но чтобы вам было легче, посмотрите, какие приёмы лепки можно использовать при работе с тестом. Презентация
4.Выставка изделий.
-Молодцы, ребята. Какие чудесные изделия вы вылепили для выпечки.
5.Подведение итога
.-Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт. Подумайте о том, каким богатством является хлеб, и как его надо беречь.
А сейчас, я вам предлагаю заполнить колосок. Но вместо зёрен вы впишите слова:
-Сегодня на занятии я узнал, что:
-гостей встречают хлебом-солью;
-в войну хлеба не хватало;
-хлеб нужно беречь;
-бери хлеб в меру;
-хлеб выращивает много людей;
- хлеб- это богатство;
-хлеб- всему голова.
-На этом наше занятие закончено, можете идти на перемену.
7ABB7224-C7AA-4DB3-836F-A70F555428C8