Апрель 2013 год.
Презентация
Ученик: Художественные промыслы – искусство, пришедшее к нам из глубины веков. В изделиях народных мастеров живут художественные традиции, передающиеся из поколения в поколение и проявляющиеся в обычаях, верованиях, праздниках.
Ученик: Наш край заселялся на протяжении трёх столетий казаками и крестьянами – переселенцами из разных губерний России. Сюда, как в копилку , сносились обычаи и традиции Украины и Урала, Центральной России и Белоруссии. Здесь сплетались языки и обычаи в своеобразную культуру – культуру Ставрополья.
Ученик: Сегодня мы расскажем о промыслах крестьян Ставропольской губернии. Наибольшее распространение получило домашнее ручное ткачество. Не было на селе девушки, женщины, которая не владела бы этим древним мастерством.
Учитель: Но прежде чем сесть за ткацкий станок, надо было подготовить для него пряжу. Этот процесс включал в себя несколько стадий.
Сбор конопли и льна (слайд)
На Ставрополье сеяли лён и коноплю. Лён сеяли на 21 мая в день Елены – леносевки. Но он не долго радовал своими голубыми цветением ставропольчан: уже в начале века посевов льна в наших краях не стало. Поэтому основным сырьём для ткачества была конопля.
Ученик: Уборка льна и конопли начиналась со второй половины августа и сопровождалась песнями и обрядами.
Образ бытия и приговор.
« Жнивка, жнивка!
Отдав мою силку!
На пест, на мильон,
На кадило, да на молотило
И на криво веретено».
Ученик: Снопы стеблей вымачивали в проточной воде ручья целую неделю. За тем приступали к мятью, обмолоту и трепанию.
Обмолот, мятьё, трепание (слайд).
Учитель: После того как стебли становились мягкими, в работу включались мужчины и подростки. Коноплю молотили, мяли, трепали. Всё это производилось орудиями труда, которые крестьяне делали сами. Показ орудий (слайд).
Валёк. Изготавливался из твёрдых пород дерева (слайд).
Цеп - подвижная его часть крепилась к ручке ремнём или цепью (слайд).
Рубель – это приспособление для утюжки белья, но часто его использовали вместо валька (слайд).
После того, как стебель становился мягким, его расщепляли на волокна и прочёсывали. Прочёсывание (слайд).
Прочёсывание волокна делалось при помощи деревянного гребня. Для удобства гребень закрепляли на «донце», усевшись на котором можно было приступать к работе. Прочёсывая через зубы, волокна освобождали от семечек, зёрен, катышков.
Ученик: Следующий этап в подготовке к ткачеству – прядение. Этому искусству обучались девочки с малолетства. Нехитрые и надёжные приспособления для прядения – прялки.
Прядение (слайд).
Учитель: Процесс прядения заключался в изготовлении нити из волокон льна или конопли. Его суть состоит в соединении и скручивании волокна в единую нить.
Показ орудии прядения (слайд).
Прялка – стояк, веретено.
«Нитка к ниточке ложись,
веретёнце, покрутись.
веретёнце, покрутись,
нитка длинная не рвись».
Ученик: И вот наступает долгожданный момент: ткацкий станок подготавливается к работе. Чудо-машина способна превратить дары природы в мягкую, прочную, необходимую для человека ткань. Сущность работы станка заключается в плотном переплетении нитей, образующих полотно. Работа сложная и требует навыка и умения.
Показ с деталями ткацкого станка (слайд)
Челнок, бёрдо, дощечки.
«До середины, узор берёшь,
варушки за ниченки ставить,
а поле середины – отбирать будешь,
узор сам пойдёт –
считать не надо,
только дощечки вынимай
да бердами прихлопывай».
«А чтобы полотенце на краях не стягивало, ставим дощечку - разлучку, она края во время тканья натягивает и держит».
Ученик: Готовое полотно шириной 60 – 70 см. длиной от 1 до 10 метров. Полотно используется для рушников и настольников, рубашек и платьев, подзоров и утиральников. Из него всё, что делает тёплым, уютным и красивым жильё крестьян.
Ученик: Но полотно серое и не нарядное. Как можно украсить жильё?
Отбелить и вышить (действие)
Учитель: Всё отбелить поможет солнце!
« В погожий, летний и солнечный день
Раскинуть на травке полотна не лень.
Пусть солнце потрудится с нами сполна
И будет полынка нежна и бела».
А можно отбелить ткань при помощи древесной золы и щёлочи. Из них делают раствор и замачивают в нём полотно надвое суток. Затем полотно выполаскивают в проточной воде.
Ученик: Долгими осенними вечерами, когда полевые работы завершались, девушки и женщины начинали расшивать чудо - узорами белые полотна .
Ученик: Народная вышивка выполнялась без предварительного рисунка. Свои привычные узоры вышивальщицы знали наизусть. Основные традиционные узоры, характерные для каждой личности, сохранились и по сей день.
Показ (слайд)
Учитель: Украинки для своих любимых вышивали красно- чёрные розы.
Крестьянки – переселенки с Курской и Нижегородской губернии - мелкий геометрический полихромный орнамент.
Крестьянки из Северных губерний свои изделия украшали нежным, блеклыми - как сам Север орнаментом.
Ученик: Зимой часто на селе устраивали « посиделки». Здесь заводились знакомства, побирались пары, здесь веселились, отдыхали и работали. Вместе с песней работа спорится.
Посиделки (слайд). Песня.
Ученик: Как долго надо вышивать это полотенце?
Учитель: Умелая вышивальщица один такой край за вечер вышивала.
Ученик: Это сколько полотенец можно вышить за зиму?
Текст: Девочки с 6 – 7 летнего возраста начинали готовить себе приданое. Им помогали и замужние сёстры, и мать. Приданное включало до 10 простыней с подзорками, по 20 наволочек с подушками, да дюжину рушников, да пяток настольников. А рубашек не счесть и будущему мужу и свёкру. А подарки и свёкру и свекрови, и кумовьям, и сватам, и почётным гостям.
Хоровод с рушниками, песня (слайд).
Ученик: Ещё самым распространённым из ремёсел является кузнечное дело. Не было на Ставрополье села, где бы не оказалось своей кузнецы. Перезвон кузнечных молотков с утра до позднего вечера вливался в размеренную сельскую жизнь, наполнял её радостью созидательного труда.
Работа кузнецов (слайд).
Учитель: Кузнец что инженер и механик на селе: и коня подковать, и плуг наладить, и кастрюльку заклепать.
В особом почёте были кузнецы оружейники.
Ученик: Северный Кавказ и Ставропольская губерния – пограничные районы России. Не раз случалось, что мирных крестьян – хлебопашцев приписывали в казаки. Казак – человек военный, как ему обойтись без достойного оружия?
Опробование кинжалов (слайд).
Учитель: Кавказские кинжалы завоевали славу и уважение всех мужчин. Они были не просто оружием, а произведением искусства – образцом мастерства и творчества.
Основоположниками искусства были гончары, кузнецы, ткачи и каменщики. Плотники и резчики по дереву и кости. Оружейники, маляры, портные. И вообще ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи радуют наши глаза и несут добро и радость в нашу жизнь.