Учитель-логопед Наздрачева Ольга Михайловна
Методическая неделя: «Приобщение учащихся к национальной культуре»
Логопедическое занятие: «Знаешь ли ты…»
Тема: Коррекция звукопроизношения. Звук «Р».
Цель: Автоматизация звука «Р» в обратных слогах, словах, предложениях.
Обогащение и уточнение словаря.
Развивать лексический и грамматический материал.
Развитие анализа и синтеза путем разгадывания загадок, объяснения пословиц.
Приобщение учащихся к национальной культуре.
Оборудование: ИКТ. Презентация
Ход занятия.
Введение в тему.
Наше Отечество, наша родина - Матушка Россия. Родина – это и русская березка, и лес, и узкая тропинка, и крик кукушки. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.
Русский язык – язык великого народа, но на нем говорят не только русские.
Вы знаете, в нашей школе учатся не только русские дети, но и дети других национальностей: дагестанцы, армяне, осетины, цыгане и все говорят на русском языке. Знания языка помогают людям много знать и дружно жить.
Прежде всего, вы должны хорошо знать русский язык.
Ведь вам придется изучать науки, работать. И в нашей обыденной жизни такое знание необходимо.
Вам, в первую очередь, необходимо научиться четко, ясно и правильно проговаривать все звуки.
Красота речи во всем зависит от правильно произносимых вами звуков.
Итак, сегодня мы будем проговаривать звук «р» в слогах, словах и предложениях.
Небо синее в России,
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Есть и клены и дубы,
А какие есть грибы!
А еще пекут в печи
Вот такие калачи!
III. Актуализация опорных знаний и умений.
Знаешь ли ты…. Наш язык похож на зеркало. В нем отражается все, что мы видим,
слышим, делаем, о чем думаем и говорим. Он может быть веселым, добрым и
грустным. Вот как звук «р». Он какой? Веселый или грустный? Он радостный,
звонкий.
1. Произнесение твердого «Р» в обратных слогах:
Ар – ор – ур – ыр
Ер – ир – юр – ер – яр
Ыр – ир – яр – ар
Ер – ор – яр – ор
Ар – яр – ор – ер
Ер – ор – ыр – ур
Ер – ор – ир – юр
2. Произнесение твердого звука «Р» в словах:
Вар, дар, шар, пар, базар, загар, Макар, самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка, парта, фартук.
Бор, сор, хор, двор, корм, морж, сорт, торт, горка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, форточка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.
Бур, шнур, урна, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка, абажур, дырка, фыркать, дырчатый.
3. Назови картинки.
Буратино
Петрушка
Карабас – Барабас
Жар – птица
Черепаха Тартила.
Знаешь ли ты, что сказки появились очень давно. Ты любишь сказки? Люди передавали в сказках свою мечту о хорошей жизни. Они смеялись над жадными и ленивыми. В сказках происходят невероятные события, встречаются необычные персонажи, разные волшебства. Однако, каждая сказка, сколько бы в ней не было вымысла, в конечном счете, говорит нам о реальной жизни, наставляет нас, учит разумному, доброму, помогает лучше узнать и себя и других.
4. Рассмотри картинки. Скажи, что на них изображено. Как назвать все эти
предметы одним словом?
Пряник
Груша
Арбуз
Торт
Помидор.
Правильно. Это продукты питания. В разных странах предпочитают разные продукты. Мы любим есть борщ, капусту, пироги.
4. Отгадай загадку.
Знаешь ли ты, что загадки – это великолепное поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова. Загадки нас обучают, способствуют мыслительной деятельности, требуют сообразительности, нестандартного мышления, удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями. О чем загадки? Обо всем, что окружало человека, и о нем самом. Народных авторов интересовал физический мир в его конкретности, деталях. Одним словом, загадки представляют собой свод знаний и сведений народа, как считают ученые, о внешнем мире, это своеобразный курс народного мироведения.
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен.
Нужен только красный нос. (морковь)
И зелен, и густ,
На грядке вырос куст.
Покопай немножко под кустом….. (картошка).
Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда. (троллейбус)
6. Составь предложение по картинке.
Знаешь ли ты, как богат наш язык! Мы говорим не только для того, чтобы передать собеседнику информацию, но и выражаем свое отношение к тому, о чем ведем речь: радуемся и негодуем, убеждаем и сомневаемся, и все это – с помощью слова, слов, сочетание которых порождает новые оттенки мыслей и чувств. Попробуем составить предложение по картинке.
Грузовик везет дрова.
Ира и Артем делают зарядку.
Маруся кормит кур.
7. Объясни пословицы.
Народ давно отметил свою любовь человека к Родине в своих пословицах и поговорках. Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Они глубоки, многогранны и являются зеркалом жизни народа. В них отражены людские смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда.
Человек без родины – соловей без песни.
В своем доме и стены помогают.
Родная сторона, как мать: и накормит, и приласкает.
VI. Итог урока.
Сегодня вы прекрасно проговаривали звук «Р», отгадывали загадки, строили предложения, объясняли пословицы. Вы узнали, почему мы зовем Россию – родиной.
Мы говорили с вами о нашем достоянии – русском языке.
Все работали хорошо! Спасибо.