Тема: «Марина Цветаева- любовь и боль моя…» Приложение Презентация Скачать ppt
Урок литературы в 9 классе.
Учитель Курасова Татьяна Ивановна
Цель: пробудить интерес учащихся к жизни и творчеству поэта М.И.Цветаевой.
Задачи:
-познакомить с творческим наследием М.Цветаевой;
-развивать познавательную активность обучающихся;
-воспитывать нравственные, духовные и патриотические начала подрастающего поколения.
Форма проведения урока: литературная композиция.
Оборудование: сборники стихов М.Цветаевой, распечатки прозы М.Цветаевой и воспоминаний современников о ней, презентация о поэтессе.
На доске: строки из стихов М.Цветаевой и даты её жизни:
26.09.1892-31.08.1941
* Не стыдись, страна Россия!
Ангелы - всегда босые…
В бедламе нелюдей
Отказываюсь жить.
Два близнеца неразрывно слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!
Как солнце – как маятник – как календарь.
Я не знатная госпожа!
Я – мятежница лбом и чревом.
Я обращаюсь с требованием веры
И с просьбой о любви.
Сценарий урока.
УЧИТЕЛЬ: Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Слайд №1-3
Так писала Марина Цветаева о своём появлении на свет.
Я не ставлю своей целью в строгой хронологической последовательности восстановить биографию Цветаевой. Беседуя о её жизни и творчестве, хочу пробудить у вас интерес к замечательному поэту с трагической судьбой.
Не хлебом единым жив человек. Каждый из нас должен заботиться о своих нравственных ценностях. Возрождение России могут осуществлять только духовно богатые люди. Ваше поколение должно будет озадачиться духовным и культурным наследием России.
Слайд №4-8
ВЕДУЩИЙ: Марина Цветаева родилась и воспитывалась в высокоинтеллигентной семье. Отец – известный профессор Московского университета, основатель Музея изящных искусств. Мать – прекрасная пианистка, получившая классическое музыкальное образование. Дочь унаследовала от отца огромную работоспособность, от матери – любовь к музыке. Дух в доме был рыцарский – на высокий лад. Её раннее детство прошло в Москве и Тарусе, на Оке. Стихи начала писать в 6 лет.
Марина Цветаева – удивительный поэт, чьё имя долгие годы замалчивалось. Теперь мир её поэзии распахнут, каждый может войти туда и соприкоснуться с её удивительным словом, узнать её глубокие переживания, светлые радости и печали, потаённое горе израненной, истерзанной души.
Слайд №9
УЧИТЕЛЬ: Цветаева своей поэзией осветила все стороны русской действительности. Совеем ещё юная, она уже чувствовала своё отражение от общества. Но и тогда уже очень точно предсказала судьбу своей поэзии:
Разбросанным в пыли по магазинам
(где их никто не брал и не берёт),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
В одном из стихотворений Цветаева точно определила дух своей бунтарской натуры, этакой всадницы на коне. Она так говорит о своей природе:
(Ученица читает стихотворение «Христос и Бог! Я жажду чуда…»)
Марину Цветаеву всегда занимал вопрос: от кого она унаследовала бунтарский дух? От бабушки. И об этом она говорит в своём стихотворении:
(Ученица читает стихотворение «Продолговатый и твёрдый овал…»)
Слайд №10-12
ВЕДУЩАЯ: С мая 1922 года начинается тяжёлый эмигрантский период в жизни Цветаевой. Её муж Сергей Эфрон служил в белой гвардии. После установления советской власти эмигрировал сначала в Чехословакию. Туда же к нему с дочерью Ариадной (Алей) приезжает и Марина. Она прожила вне России 17 лет. И везде её жизнь была трудной, нищей. Она не умела приспосабливаться, быть удобной для всех, она везде была самой собою. Она и так казалась белой вороной.
Марина открыто выражала свою ненависть к расизму, фашизму. Она как бы прозрела и увидела мир без каких бы то ни было романтических покровов. В ней просыпается праведный, честный гнев великого Поэта. Её искренне интересует всё, что происходит на покинутой Родине. Она пишет: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию может бояться лишь тот, кто мыслит Россию вне себя. В ком она внутри – тот потеряет её лишь вместе с жизнью».
Слайд №13-17
УЧИТЕЛЬ: Личная трагедия М.Цветаевой переплелась с трагедией века. Она прокляла фашизм во всех его проявлениях, её сердце протестует:
Испания в крови. И Чехия в слезах.
Отказываюсь быть.
В бедламе нелюдей отказываюсь жить.
С волками площадей отказываюсь выть…
1925 год. Рождение сына Георгия. Переезд во Францию. Более 13 лет она прожила там. Во Франции сформировался тогда культурно-политический центр русского зарубежья. Но жизнь была трудной. Трагедия века внесла раскол в семью: муж пересмотрел свои взгляды, стал сочувствовать большевикам, дочь Ариадна открыто поддерживала отца. Сергею Эфрону было разрешено вернуться в Россию. Через несколько месяцев получила разрешение и Марина. Друзья отговаривали: за рубежом печатались материалы о репрессиях, о голоде в украинских деревнях. В ответ Марина сказала: «Знайте одно, что и там я буду с преследуемыми, а не с преследователями, с жертвами, а не с палачами».
Слайд №18
Семья воссоединилась. Определились на жительство в Болшево, в Подмосковье. Но счастье было коротким. Летом 1939 г. Была арестована Ариадна, а глубокой осенью – Сергей. Теперь Цветаева каждый день стоит километровые очереди к тюремному окошечку с передачами для мужа и дочери. Сергей расстрелян в 1941г. Ариадна пробыла на Колыме и в Туруханских краях почти 20 лет. В одном из своих стихотворений Марина так определяет трагичность судьбы мужа:
Слайд №19-21
(Ученица читает «Я с вызовом ношу его кольцо!»)
Родственные чувства её исключительно глубоки. С любовью и уважением она искренне была привязана к брату мужа – Петру Эфрону.
(Ученица читает «Осыпались листья над вашей могилой…»)
Глубоко горе, которое преследует её всю жизнь, горька судьба. Пригвождена…
(Ученица читает «Пригвождена к позорному…»)
Слайд №22-23
ВЕДУЩИЙ: В начале войны Марина с сыном уезжает в Елабугу. Здесь они снимают комнату в деревенском доме. С сыном тоже сложные отношения. Подростковый возраст, непокорность, грубость. Сломленная, но не побеждённая, она уходит из жизни. Дождавшись, когда хозяйка и сын уйдут на работу, она сводит счёты с жизнью.
Она испила полную чашу горя, преподнесённую ей судьбой, но любовь к России не стала меньше и мельче. Она была до конца своих дней истинным патриотом своего Отечества.
Мужество никогда не покидало её, до последней минуты. Она искренне хотела быть достойным гражданином достойной родины. М.Цветаева не разлюбила жизнь – жизнь оставалась для неё распахнутой радостью. Она оставила две записки. Одну сыну: «Мурльга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Помни, что я больше не могла жить. Передай папе и Але, - если увидишь, - что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».
Поэту Асееву: «В сундуке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттиском прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура. А меня простите – не вынесла».
Слайд №24-25
УЧИТЕЛЬ: Пророческие слова Цветаевой о том, что «её стихам настанет свой черёд», сбылись. Её имя вошло в большой мир. Каждый читающий и любящий поэзию низко кланяется Марине Цветаевой и её удивительной лирике.
(Ученица читает стихотворение «Не самозванка –я…»)
ВЕДУЩАЯ: Даже могила её осталась безымянной, как бы несуществующей на сельском кладбище Елабуги. А реальная Цветаева незримой явью присутствует вот в этих строках – завещании из её эссе «Кирилловны»: «Я бы хотела лежать на тарусском кладбище, под кустом бузины в одной из тех могил, с серебряным голубем, где растёт самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне так не лежать, но кладбища того уже нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов поставили с тарусской каменоломни камень с надписью: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».
Слайд №26
УЧИТЕЛЬ: Этот завет поэта исполнен. В октябре 1989 года в день 96-летия на холме был поставлен памятник из глыбы тарусского мрамора. Веховская церковь на зелёном взгорье, окаймляющая холм река Таруска, как бы хранят память о русской Психее, которая поведала миру свою Истину.
Возникает вопрос: а современна ли Марина Цветаева? Да, современна. Эти слова как будто бы сегодня сказала она, а не более 70 лет назад. О сегодняшней России, о сегодняшней ситуации говорила Цветаева. Отдавая свою любовь людям, России, она сама всегда была обделена этой любовью. И так справедливы её слова, обращённые к нам, к потомкам:
Я обращаюсь с требованием веры
И с просьбой о любви.
Слайд №27-31
Летят они, - написанные наспех,
Горячие от горечи и нег.
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день,
Мой год, мой век. М.Цветаева
Использованная литература:
Цветаева М.И. Стихотворения. – М.,1986г.
Воспоминания о Марине Цветаевой. – Сборник статей.- М.,1990г.
Материалы сайтов для презентации :
=900igr.net/prezentatsii/literatura.html,
=presentaci.ru/prezentacii-po-literature/1069,
=nsportal.ru>shkola…prezentaciyamarina-cvetaeva-0
В методическую копилку