Учитель. Денисова Алла Вячеславовна
Урок-путешествие в 7 классе.
Юбки. История и современность.
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по технологии изготовления юбки; закрепить знания по правилам техники безопасности при работе; привить познавательный интерес к предмету через историю юбок к ее современности.
-способствовать развитию внимания, мышления, зрительного восприятия через выполнение различных заданий; развитию образного мышления через показ моделей юбок; способствовать развитию речи учащихся.
-воспитание самостоятельности и ответственности за выполняемую работу, воспитание мотивации к учению.
Материально-техническое оснащение урока.
1. Наглядные пособия: слайды, манекен.
2. Раздаточный материал: образцы тканей, карточки по последовательности обработки юбки, карточки по снятию мерок, материал для аппликации моделей юбок и отделке, разрезные картинки по выкройкам юбок.
3. Техническое оснащение урока: интерактивная доска.
4. Межпредметные связи: ИЗО, история.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
1.1. Приветствие. Постановка цели урока.
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас не обычный урок, а урок -путешествие по большой теме, которую мы с вами изучили. Девочки, прочитайте слова, которые вы видите на интерактивной доске: шлейф, кринолин, понева, мини-юбка. Знакомы ли вам эти слова? С каким видом одежды они связаны? Какие из этих слов мы употребляем в сегодняшней жизни? Как вы думаете, какова тема нашего урока? Сегодня наш урок – это путешествие по городу Мастериц. Гуляя по нему, вы вспомните все, чему научились на уроках по технологии обработки тканей, конкретно по изготовлению юбки. И в этом нам поможет карта города.
II. Актуализация знаний.
Для того, чтобы наше путешествие было успешным, сейчас мы подготовимся и проведем небольшой блиц-опрос.
- Что такое юбка? (Это вид одежды)
- К каким видам изделия по способу носки относится юбка? (К поясным) Почему? (Потому, что носится на поясе, т.е. на талии).
Придумайте как можно больше прилагательных к слову ЮБКА. (Какая?) Красивая, детская, широкая, прямая, нарядная, спортивная, летняя и т.д.
Теперь мы с вами поговорим о пословицах. Что такое пословица? (Краткое народное изречение с поучительным смыслом).
Сейчас я вам буду называть пословицы, а вы отвечаете, что они означают.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Без труда , не выловишь рыбку из пруда.
- Поспешишь, людей насмешишь.
- Хорошая работа – два века живет.
- Какие труды, такие и плоды.
III. Обобщение пройденного материала.
3.1. Итак, дорогие друзья, возвращаемся к карте нашего города Мастериц. Первая остановка на Исторической площади. Вы подготовили сообщения по истории юбок, пожалуйста.
Начало появление юбки.
Впервые матерчатая юбка появилась в Древнем Египте, где она была принадлежностью мужского и женского костюма. В Европе первая юбка появилась на острове Крит. Женщины носили юбку , состоящую из кусков материи, наложенных один поверх другого наподобие оборок. Время шло, в Европе происходили большие экономические и политические изменения. Женщинам требовались новые наряды для разных случаев жизни. И в конце 14 века мастера разрезали платье в поперечном направлении на лиф и юбку в современном ее представлении, а в начале 15 века в юбках появился шлейф.
16-19 века
В 16 веке в Испании появляется мода на юбки необъятной ширины из нескольких ярусов. Они были очень тяжелые и неудобные, поэтому изобрели каркас из обручей – кринолин. Прежде чем надеть такую юбку, ее ставили на пол, входили в нее, а потом пристегивали к корсету по линии талии. В 17 и 18 веках также в моде кринолин и множество оборок, кружев, цветов. В 19 веке женщины затягиваются в корсет – он выполнялся из ткани, которая плотно облегала тело, и затягивался шнуровкой. Юбка всегда была постоянной принадлежностью народного костюма. В России в южных областях юбка называлась понева и представляла собой три сшитых полотнища с продетым вверху шнурком – гашником. Эти полотнища обертывали вокруг бедер и укрепляли на талии.
Начало и середина 20 века.
В начале 20 века с появлением силуэта «модерн» юбка кроится расклешенная сзади с удлиненным передом. Она все еще длинная и украшена оборками, драпировкой и лентами. Резкое укорочение юбки, освобождение от корсета и каркаса и возвращение к ее нормальной ширине происходит в первую мировую войну, когда женщинам пришлось заменить у станков, ушедших на войну мужчин, и им понадобилась более простая и удобная одежда. В 1920 году французский модельер Коко Шанель изобрела трикотажную юбку, в 60-е годы создала свой знаменитый костюм, ставший униформой, его так и называют костюм в стиле Шанель. В это же время появилась мини – юбка, созданная англичанкой Мери Квант, которая и по сей день занимает прочное место в женском гардеробе.
Конец 20 и начало 21 веков.
В наши дни характерны разнообразные формы юбок: прямые, расклешенные, широкие, узкие, из клиньев, в складку, длинные, короткие и другие. Они шьются из различных материалов: хлопка, льна, шелка, шерсти. Их носят с блузками, кофтами, майками , водолазками. Юбки могут входить в комплект и носится с пиджаками и жакетами.
Вот такие изменения и превращения произошли с нашей обычной юбкой.
3.2. Продолжаем путешествие. Следующая остановка – улица Мерок. Как вы думаете, что мы будем делать на этой улице? (Снимать мерки). Правильно. Для чего снимаются мерки? (Для того, чтобы изделие хорошо сидело на фигуре человека и соответствовало размеру)
Сейчас, каждая из вас, выберет карточку с названием мерки, подойдет к манекену и покажет, как снимать мерку.
Учащиеся выполняют задание.
3.3.Следующая остановка тупик Выкроек.
Задание: собрать в единое целое детали выкроек разных по покрою юбок.
Учащиеся выбирают конверты с заданием и выполняют задание.
3.4. Поехали дальше. Улица Текстильная.
Выбираем ткани, для пошива различных по назначению юбок. (Нарядная, зимняя, летняя, спортивная).
3.5. Следующая остановка проспект Модельеров.
На этом проспекте мы с вами представим себя в роли модельера, изобразим с помощью аппликации юбки различных фасонов и добавим отделку к ним. Выбираем задание и приступаем к работе.
3.6. Остановка переулок Безопасности.
Как вы думаете, что мы здесь будем делать? Да, поговорим о технике безопасности при изготовлении швейных изделий. Выбираем задание и рассказываем правила техники безопасности.
3.7.Отправляемся к следующей остановке улице Технологической.
Скажите, пожалуйста, что такое «технология»? Как вы это понимаете? Слово ТЕХНОЛОГИЯ происходит от древнегреческого «techno» - искусство, мастерство, умение и «logos»-учение, наука, слово. Значит, технология- это наука об умении, мастерстве, искусстве. Если говорить более доступным и современным языком, то технология – это последовательность операций на производстве, или конкретно у нас, последовательность обработки изделия. В данном случае – последовательность обработки юбки.
Сейчас, вы получите разноцветные кружочки. На них написаны виды обработки юбки. Вы должны расположить эти кружки в определенной последовательности, которая должна соответствовать последовательности изготовления юбки. Каждому этапу соответствует свой цвет, поэтому правильность выполнения задания мы увидим на интерактивной доске.
Девочки приступают к работе. Работа коллективная, можно советоваться и обсуждать.
IV. Заключительная часть.
4.1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Наш урок-путешествие подошел к концу. Мы хорошо с вами поработали. Скажите, пожалуйста, что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? Почему?
Какое задание понравилось вам больше всего? Почему?
Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? Где?
Какое задание было самым сложным?
Как вы думаете, мы достигли с вами цели урока? Какова была наша цель?
Мне было приятно с вами работать, вы показали хорошие знания.
4.2. Сообщение оценок учащихся.