В каком порядке учить уроки и как планировать домашние задания. Советы родителям

 

ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №25"

 

В каком порядке учить уроки и как планировать домашние задания? Советы родителям

Дубровина Светлана Владимировна 

          

Отвечать на эти вопросы приходится каждому родителю, и единого ответа и рецепта для всех нет, прежде всего, потому, что нет, и не может быть единой последовательности приготовления уроков, рациональной для всех школьников.

Целесообразно приучить ребенка самому оценивать трудности выполняемой домашней работы. Первое время, желательно чтобы он сам попытался разместить по степени трудности заданное на сегодня домашнее задание, а после того как уроки выучены, посмотреть, согласен ли он сам со своей предварительной оценкой трудности. Когда ребенок научится это делать сравнительно безошибочно, попросите его сопоставить по трудности задания, полученные на вчерашний и сегодняшний день, а через некоторое время ответить на вопрос, какие из изучаемых в школе предметов легче, а какие труднее для него.

Так ребенок сможет приучиться самостоятельно решать, в каком порядке ему следует готовить уроки.

Старшеклассникам порядок приготовления уроков надо определить самим на основе наблюдений над личной работоспособностью, которые у них накопились. Если подросток знает, что он включается в работу сразу и без проблем, работает вначале с воодушевлением и более продуктивно, чем к концу занятий, если он быстро утомляется, то ему, прежде всего следует делать наиболее трудные уроки и понемногу переходить к более легким или более увлекательным занятиям.

Если же ученик втягивается в работу неспешно, если производительность его работы нарастает понемногу,  а наиболее продуктивно он работает спустя некоторое время после начала занятий. Если, в конце концов, усталость появляется не скоро, то такому ребенку должно начинать с более легких или интересных занятий и постепенно переключаться к трудным. Самую тяжелую, неинтересную работу следует отнести на середину или  на вторую половину занятий, судя потому,  на какое время приходится максимальный подъем продуктивности умственной работы.

Кратковременные  интервалы в работе нужны не только младшим школьникам, но и старшеклассникам.

Планирование домашней работы в основном относится к старшеклассникам. У них бывают неравномерно загруженные дни. Сегодня, например, по расписанию пять уроков в том числе – физкультура, трудовое обучение. А завтра – шесть или семь уроков, причем два из них – математика и физика, к которым нужно готовиться особенно обстоятельно.

Случается. Что нагрузка в старших классах так велика, что в один из дней поистине трудно сделать все уроки как следует, если готовить их только накануне. Кроме того, старшеклассникам иногда задают домашнее сочинение, которое можно писать в течение нескольких дней, или другое задание в расчете на продолжительное время.  Все это требует от них особого планирования времени.

 

Систематичность в работе

Существенный момент благополучного обучения в школе регулярность выполнения домашнего задания. Зачастую бывает, что, не осиливая возрастающий объем материала, ученик идет не по пути совершенствования учебной деятельности, а принимается выполнять уроки избирательно. Он занимается по тем дисциплинам, по которым либо намечается контрольная, либо по тем, по которым его могут спросить. Нет надобности детально объяснять, в чем содержится вред такого способа занятий. Помимо того, что не систематичность занятий непременно ведет к пробелам в знаниях, такой метод учения всегда связан с преимущественной установкой на кратковременное запоминание. Выходит, что даже тот материал, который ребенок выучил, казалось бы, вполне добросовестно, не сохраняется в его памяти на продолжительный срок. Следовательно он не может быть довольно прочным ядром, чтобы на нем могло основываться дальнейшее постижение учебного предмета.

Таким образом, от не нерегулярности в работе до плохой успеваемости – один шаг.

Поэтому, если родители видят, что ребенок преимущественно выборочно готовит уроки это сигнал, который неизбежно должен насторожить их и заставить задуматься.

Взрослые, как правило, склонны думать, что выборочность в приготовлении уроков объясняется ленью и нерадивостью ученика. Разумеется, такие случаи бывают. Но чаще всего за этим лежит нечто совершенно другое. По-видимому, это попытка со стороны школьника найти какой-то выход из затруднительного положения. Это чаще говорит не о лени, а о том, что у ребенка появляются проблемы с учением. Он пользуется нерациональными методами и не успевает выучить уроки.

А если так, то тщетно оказывать какой-то нажим на школьника прибегать к наказаниям, вести беседы, объясняющие надобность регулярно заниматься и т.д. Чаще это приводит  к открытому или скрытому конфликту с ребенком, в лучшем случае к тому, что у школьника сформируется убеждение, что родители не могут  его понять.

Всякий раз, когда случается иметь дело с трудностями, возникающими в результате каких-то изъянов в учебной деятельности, школьник нуждается со стороны взрослых только в одном – заинтересованности и желании прийти на помощь. Разобраться (если надо, с помощью педагога и самого школьника), где собственно «хромает» его учебная деятельность и каким образом можно выправить положение - вот чем должны обстоятельно, а главное спокойно, заняться родители.

 

 

Яндекс.Метрика

Дата последнего обновления страницы 10.12.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»