Создание предметно-развивающей среды в подготовительном классе

 

ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №25"

Яндекс.Метрика

 

Создание предметно-развивающей среды в подготовительном классе

Зеленина Светлана Николаевна  

 

 

     

Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете.

 Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.
 Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.
 Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
 Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.
 Важными аспектами при создании предметно-развивающей среды для детей подготовительного класса является:
 1. Вынужденное пребывание детей в помещении школы-интерната на протяжении дня – 6-7 часов; прогулка-2-3 часа • короткий световой день в осенне-зимний период;
2. Архитектурно-планировочная структура здания и помещений.
3. Влияние цвета на психофизиологическое состояние человека.
4. Санитарно-гигиенические нормы и требования.
 Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья детей. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.
 Создание предметно-развивающей среды подготовительного класса обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса и создает окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создает творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечивает комфортное пребывание детей в школе-интернате.
 В основе разработки создания предметно-развивающей среды в классе реализуются принципы комплексного подхода:
 1. многофункциональность помещений;
 2. рациональность использования пространства;
 3. взаимосвязь цветовой отделки и освещения;
 4. целесообразность озеленения интерьера.
 Дизайн учебного кабинета и спальной комнаты способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.
 Дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность — игры-исследования, творческого моделирования и конструирования.
 Мы стараемся создавать богатую и разнообразную предметную, информационную и инструментальную среду, которая располагает учащихся к познанию мира всеми органами чувств, творческому самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности, решению учебных задач, формированию необходимых коммуникативных навыков и навыков работы с информацией.
 Обучение в подготовительном классе проходит в одном помещении. Такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т.к. все наглядные материалы и технические средства находятся "под рукой" учителя.
 Образовательная среда учебного кабинета — это:
 современная удобная мебель,
 магнитная доска, раздаточные дидактические материалы, игровые пособия,  компьютер и проектор,  конструкторы и многое другое.
  
 Для организации учебного процесса кабинет  имеет специально организованные зоны: учебная, игровая, природная.
 Так, в предметно-пространственную среду класса включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные - зеленый уголок, аквариум, где дети наблюдают и ухаживают за растениями и рыбками.

Предметно развивающая среда в классе организована на основе следующих принципов:
 • Принцип открытости
 • Принцип гибкого зонирования
 • Принцип стабильности-динамичности развивающей среды
 • Принцип полифункциональности
 Оснащение игровой зоны позволяет нам интересно организовать досуг детей во время динамической паузы, перемен. Многофункциональность оборудования в игровой зоне дает возможность проведения подвижных игр и развития творчества детей, наряду с этим, гарантирует безопасность, так как, все выполнено из мягких, легких, экологически чистых материалов.
 Представленная развивающая предметно-игровая среда является универсальной для детей 6-7 лет. Она применима для организации самостоятельных игр детей, спортивных развлечений.
 В классе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
 Дети играют, конструируют, используют игровой материал в качестве физкультурного оборудования. В процессе игры с крупным строительным материалом у детей формируется творческое воображение.
 Универсальная детская мебель предназначена для создания комфортных условий в классе. Особая технология изготовления, яркость, легкость и привлекательность способствуют созданию условий для отдыха на диванчиках.
 Малышей привлекают яркие дидактические игрушки, такие как игровой модуль «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница»

 Оснащение игровой зоны помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
 Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
 Таким образом, созданная предметно-развивающая среда, обеспечивает целостность педагогического процесса, качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия учащихся.

Дата последнего обновления страницы 14.08.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»