Тематическая экскурсия

 

ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №25"

Яндекс.Метрика

 

Тематическая экскурсия

Тематическая экскурсия  в Свято -  Троицкий храм:  «РУССКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ»                                                                                           февраль 2013 года

 учитель истории:Селютина Лариса Викторовна

 

Цель: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры России.

Задачи:

- дидактическая – познакомить учащихся с основными принципами русской иконописи, с особо почитаемыми русскими православными иконами;

- воспитательная - формирование духовной культуры как части общей культуры человека; содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся; воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины;

-коррекционно -  развивающая – развитие у учащихся способности к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи и размышлению о ее особенностях; развитие навыка анализа изобразительного искусства.

                                               Ход экскурсии.

1.        Организационный момент.

2.        Вводное слово учителя:

- Дорогие ребята! Сегодня мы с настоятелем храма Отцом Михаилом поведем вас в увлекательное путешествие в мир Русской православной иконы. Я расскажу вам о том, что такое икона и каковы принципы её создания, а Отец Михаил познакомит нас с вами с наиболее чтимыми русскими православными иконами.

3. Сообщение новых знаний.

-  Слово «икона» («эйкон») греческого происхождения, оно означает «образ». Вот почему в языке, и особенно в просторечии, иконы называют «образами». Это название не случайно, так как икона призвана отражать образ мира, созданный Богом. Что представляет он собой? Это мир особый, его невозможно отразить привычными средствами. О нём можно рассказать лишь на языке знаков и символов.

Икона сопутствовала православному христианину на протяжении всей его жизни: от рождения до смерти. Как истинную святыню её богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По старинному русскому обычаю икона укреплялась на городских воротах, покровительствуя таким образом его жителям. Она вдохновляла русских воинов  на полях ратных сражений. В горнице для иконы отводили красный угол - самое почётное место в доме.

Мир иконы открывается нам не сразу. Если в далёкие времена она была своеобразной книгой для неграмотных, читать которую умел почти каждый человек, то от современного зрителя требуются немалые усилия для того, чтобы понять условный язык иконописи. Попробуем и мы познакомиться с этим удивительным искусством.

Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты.  Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон (используется доска), о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа).

Икона, находящаяся в храме, имеет еще одно значение. В Библии говорится  «Бог есть Свет», свет духовный, как озарение. Поэтому предметы и фигуры в иконе не отбрасывают теней. Они сами излучают свет.

Художники пишут картины с помощью перспективы. Вспомните, что такое перспектива? Перспектива - это способ изображения объёмных фигур, который передаёт их расположение в пространстве. Приведите пример прямой перспективы. Все линии сходятся в одной точке. Точка схода в картине находится на линии горизонта. Если смотреть на дорогу, уходящую вдаль, то она будет казаться уже. В иконе наоборот.

Вопрос: Посмотрите на икону, где находится точка схода? Все линии сходятся к человеку. Точка схода перед иконой. В иконописи это называется обратной перспективой: предметы расширяются при их удалении от зрителя. Таким образом,  иконописец изображает божественный мир огромным, а реальный, в котором  мы живем, совсем не большим.

4                     Экскурсия по храму Отца Михаила.

- Церковное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям свою первую икону. Рассказывают, что случилось это во время земной жизни Спасителя. Князь Авгарь был тяжело болен. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал живописца, чтобы тот нарисовал лик Христа. Однако художник не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. На помощь ему пришёл сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему лицу, отчего на ткани запечатлелся его Божественный Образ. Когда Авгарь увидел этот образ – первую, Самим Христом Сотворённую икону, и с верою приложился к нему, то  получил исцеление за свою веру. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос.

За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный». Он всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами.

- «Неупиваемая Чаша» (чудотворная). Мария изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, Младенец Христос — стоящим в чаше и благословляющий обеими руками. Духовенство уверяет, что молящиеся перед этим образом могут получить исцеление от болезней, в том числе от алкоголизма и наркомании. Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства и вследствие этого утратившему способность ходить, во сне явился старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Крестьянин не сразу отправился в монастырь, но после третьего явления старца на четвереньках отправился в путь. После совершения молебна бывший пьяница получил не только исцеление больных ног, но и утратил пристрастие к алкоголю.

- «Умягчение злых сердец» - на данной иконе Богоматерь изображается стоящей с семью воткнутыми в сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Число семь обозначает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни.

- «Утоли мои печали» (чудотворная). На этой иконе Божия Матерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у которого в руках развернут свиток со словами: «Судите судом праведным, оказывайте каждый милости и снисхождение к ближнему, не обременяйте вдов и сирот и не держите в сердце злобу на ближнего». Левую руку Богоматерь приложила к своей голове, несколько склонённой набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к ней в печалях и скорбях.

- «Святитель Николай Чудотворец» – самый почитаемый и любимый святой на Руси. В III веке он был архиепископом города Миры в Ликии и ревностно защищал православную веру. Его доброта, милосердие, бескорыстие настолько твердо отпечатались в памяти людей, что он  прославился по всему христианскому миру спустя сотни лет после своей жизни. Ему молятся о путешествующих, плавающих и пленных, просят о мире в семье, молятся в бедности и нужде. По молитвам этого святого воистину свершается невозможное.

- «Казанская икона Божьей Матери» - Эта икона одна из самых почитаемых в России. Не раз она спасала от нашествия врагов. Народная молва приписывает ей благодать исцеления от слепоты и болезней глаз. Ею благословляют при вступлении в брак

- «Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец» - Один из самых известных и любимых русских святых. Великими подвигами благочестия он обрел дар прорицания и исцеления. Его мощи обитают в Дивеевском монастыре, куда беспрерывно проистекает поток страждущих и молящихся. К преподобному Серафиму прибегают с просьбой о стяжании любви к ближним, о даровании непрестанной молитвы, об исцелении от всяких болезней. Скоропослушник, истинная радость для христиан.

- «Святой великомученик Пантелеимон целитель» - Святого целителя и великомученика Пантелеимона еще при жизни признавали великим целителем.

    Святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждующим, больным, убогим и нищим. Он безвозмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. К нему и по сей день обращаются с молитвами при разных болезнях.

5. Заключительное слово учителя.

Древнерусские изографы не называли себя художниками и, как правило, не ставили своих имен на созданных ими иконах. Они трудились в тишине монастырских келий, пред началом работы творили молитву, освобождая себя от всего мирского, суетного, чтобы ничто не смущало душу и не отвлекало от внутренней сосредоточенности. Не имя художника делало икону знаменитой, а несказанная красота ее и чудеса, ею сотворенные, прославляли его имя. Потому-то и хранит Церковь имена живописцев в своей памяти – это Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий и др.

 К следующему уроку подготовьте сообщение, доклад о жизни и творчестве одного из иконописцев.

Наша экскурсия закончена. Давайте поблагодарим Отца Михаила за то, что он принял нас в православном храме.

Дата последнего обновления страницы 19.06.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»