Коррекция звукопроизношения

Коррекция звукопроизношения. Звук "Р"

 

Учитель-логопед    Наздрачева Ольга Михайловна 

Методическая неделя:  «Приобщение учащихся к  национальной культуре»

Логопедическое занятие:   «Знаешь  ли  ты…»

Тема:   Коррекция звукопроизношения.   Звук  «Р».

Цель:   Автоматизация звука  «Р»  в обратных слогах, словах,  предложениях.

                Обогащение и уточнение словаря.

                 Развивать лексический и грамматический материал.

                 Развитие анализа и синтеза путем разгадывания загадок, объяснения пословиц.

                Приобщение учащихся к национальной культуре.

 

Оборудование:  ИКТ.  Презентация

 Ход  занятия.

 

  1. Организационный момент.

 Введение в тему.

 

Наше Отечество, наша родина -  Матушка  Россия. Родина – это и русская березка, и лес,  и узкая тропинка, и крик кукушки. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились,  в ней говорят родным нам языком,  и все в ней для нас родное;  а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

Русский язык – язык великого народа, но на нем говорят не только русские.

Вы знаете, в нашей школе учатся не только русские дети, но и дети других национальностей: дагестанцы, армяне, осетины, цыгане  и все говорят на русском языке. Знания  языка помогают людям много знать и дружно жить.

Прежде всего, вы должны хорошо знать русский язык.

Ведь вам придется изучать науки, работать. И в нашей обыденной жизни такое знание необходимо.

Вам, в первую очередь, необходимо научиться   четко,  ясно   и правильно  проговаривать все звуки.

Красота речи во  всем зависит от правильно произносимых  вами  звуков.

  

  1. Сообщение темы занятия.

 

Итак,  сегодня мы будем проговаривать звук  «р» в слогах,  словах и предложениях.

  

  1. Артикуляционная  гимнастика.

 

Небо синее в России,

Реки синие  в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Есть и клены и дубы,

А какие есть грибы!

А еще пекут в печи

Вот такие калачи!

 

  III.    Актуализация   опорных   знаний и умений.

 

         Знаешь ли ты….  Наш язык похож на зеркало.  В нем  отражается все, что мы видим,  

         слышим, делаем, о чем думаем и говорим.  Он может быть веселым,  добрым и

        грустным.  Вот как звук  «р».  Он какой?  Веселый или грустный?  Он  радостный,

        звонкий.

1.        Произнесение твердого  «Р» в обратных слогах:

 

Ар – ор – ур – ыр

Ер – ир – юр – ер – яр

Ыр – ир – яр – ар

Ер – ор – яр – ор

Ар – яр – ор – ер

Ер – ор – ыр – ур

Ер – ор – ир – юр

     

2.        Произнесение твердого звука  «Р» в словах:

 

Вар, дар, шар, пар, базар, загар, Макар, самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка,  парта, фартук.

Бор,  сор, хор, двор, корм, морж, сорт, торт, горка, орден, корка, зоркий,  норка, форма, горный, тормоз, форточка,  мотор, помидор, забор, мухомор,  топор.

Бур, шнур, урна, бурный, куртка, шкурка, дежурный,  Мурка, чурка,  абажур, дырка, фыркать, дырчатый.

 

3.        Назови  картинки.

 

Буратино

       Петрушка

       Карабас – Барабас

       Жар – птица

       Черепаха  Тартила.

  

   Знаешь ли ты,  что сказки появились очень  давно.  Ты любишь сказки?   Люди передавали в сказках свою мечту о хорошей жизни. Они смеялись над  жадными  и ленивыми.   В сказках происходят невероятные события, встречаются необычные персонажи, разные волшебства. Однако, каждая сказка, сколько бы в ней не было вымысла, в конечном счете, говорит нам о реальной жизни, наставляет нас, учит разумному,  доброму, помогает лучше узнать и себя  и других.

 

 

4.  Рассмотри картинки. Скажи, что на них   изображено. Как назвать все эти

     предметы  одним словом?

 

   Пряник

   Груша

  Арбуз

  Торт

  Помидор.

Правильно. Это продукты питания.  В разных странах предпочитают разные продукты. Мы  любим есть борщ, капусту, пироги.

 

4.        Отгадай загадку.

 

Знаешь ли ты, что  загадки – это великолепное поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова. Загадки нас обучают, способствуют мыслительной деятельности, требуют сообразительности, нестандартного мышления, удивляют нас поэтическими картинами,  художественными деталями. О чем загадки?  Обо всем,  что окружало человека, и о нем самом.  Народных авторов интересовал физический мир в его конкретности, деталях. Одним словом, загадки представляют собой свод знаний и сведений народа, как считают ученые, о внешнем мире, это своеобразный курс народного мироведения.

 

Красный нос в землю врос,

А  зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен.

Нужен только красный нос. (морковь)

 

И  зелен,   и густ,

На грядке вырос куст.

Покопай немножко под кустом….. (картошка).

 

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда. (троллейбус)

 

6.            Составь предложение по картинке.

 

Знаешь ли ты, как богат наш язык! Мы говорим не только для того, чтобы передать собеседнику информацию, но и выражаем свое отношение к тому, о чем ведем речь: радуемся и негодуем, убеждаем и  сомневаемся, и все это – с помощью слова, слов, сочетание которых порождает новые оттенки мыслей и чувств.  Попробуем составить предложение по картинке.

 

        Грузовик везет дрова.

        Ира и Артем делают зарядку.

        Маруся кормит кур.

 

7.            Объясни пословицы.

  

        Народ давно отметил свою любовь  человека  к Родине в своих пословицах и поговорках. Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей.  Они глубоки, многогранны и являются зеркалом жизни народа. В них отражены людские смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда.

 

       Человек без родины – соловей без песни.

         В своем доме и стены помогают.

       Родная сторона,  как мать: и накормит, и  приласкает.

 

VI.                  Итог урока.

   

Сегодня вы прекрасно проговаривали звук  «Р», отгадывали загадки, строили предложения,  объясняли пословицы. Вы узнали, почему мы зовем  Россию – родиной.

  Мы говорили с вами о нашем достоянии – русском языке.

   Все  работали хорошо!  Спасибо.

Дата последнего обновления страницы 14.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения