Матрешка - Богатырь

 

ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №25"

 

Матрешка - Богатырь

Еремеева Татьяна Анатольевна 

Урок – презентация. Коллаж «Матрешка - богатырь»,  проводился в рамках методической недели по теме: «Творчество педагогов в приобщении уч-ся к национальной культуре»

Данная презентация включает в себя следующие цели:

-  познакомить уч-ся с одним из самых молодых народных  промыслов;

 - познакомить учащихся с характерными особенностями матрешек;

 - развить познавательный интерес  к истории возникновения матрешки;

- развивать память, мышление, воображение, мелкую моторику рук;

- воспитание любви к искусству народных промыслов.

 

Цели:

 привить интерес  учащихся  к  одному  из  самых  молодых  народных  промыслов  -  русская  матрёшка;

 Познакомить с  характерными  особенностями  матрёшек;

Развивать познавательный  интерес к  истории  возникновения  матрёшки;

Развивать  память, мышление, воображение, мелкую  моторику  рук;

 Воспитание  любви  к  искусству народных  промыслов.

 

 Оборудование: презентация Коллаж «Матрёшка – богатырь».  Скачать ppt

Материалы  для  урока: простой  карандаш, картон, кусочки  разной  ткани, цветная  бумага,  фольга,  журнальные  вырезки, тесьма, бисер и  др.  материалы.

Ход  урока

1.Организационный  момент.

2.Сообщение  темы  и цели  урока.

 

Сегодня  мы  с вами  познакомимся  с игрушкой, с  которой  играли  ваши  прабабушки.

 Ребята  прочтут  вам  стихотворение,  а  вы  скажите,  что  же это  за  игрушка.

                                  Восемь  кукол  деревянных,  круглолицых  и  румяных,

                                  В  разноцветных  сарафанах  на  столе  у  нас  живут,

                                  Всех  матрёшками  зовут!

 

                                   Кукла  первая толста,  а  внутри  она  пуста.

                                     Раскрывается она  на  две  половинке.

                                   В  ней  живёт  ещё  одна  кукла  в  серединке.

                                  Эту  куколку  открой,  будет  третья  во  второй!

 

                                     Половинку  отверни, полную, притёртую.

                                     И  сумеешь  ты  найти куколку  четвёртую.

                                     Вынь  её,  да  посмотри, кто в  ней  прячется  внутри.

                                     Прячется в  ней  пятая  куколка  пузатая.

 

                                     А  внутри  пустая в ней  живёт  шестая.

                                     А в  шестой -  седьмая,  а в  седьмой  восьмая.

                                    Эта  кукла    меньше  всех,  чуть  побольше,  чем  орех.

 

                                     Вот  поставленные  в  ряд сестры -  куколки  стоят.

                                     Сколько  вас?- У  них  мы  спросим

                                     И  ответят  куклы -  восемь!

 

                                      Ростом  разные  подружки,

                                      Но  похожи  друг  на  дружку.

                                      Все  они  живут друг  в дружке 

                                      А  всего  одна  игрушка!

 

-Что  же  эта  за  подружка?

- Как  вы  думаете, сколько  лет  матрёшке?

 Нет,  матрёшка  молода, ей  всего 100лет.

3.Основная  часть  урока.

Первую  игрушку с большим старанием сделал  Василий  Звёздочкин,  а  расписал  её   художник   Сергей   Малютин. Эта  игрушка  состояла  из восьми   фигур. Она  изображала  девочку  в  сарафане   и  в  платке  с  чёрным   петухом  в  руках.

         

 Слайд 1.

За  девочкой  шёл  мальчик,  затем  опять  девочка,  и  так  дальше. Вот  так  и  появилась   миру  новая   игрушка. Назвали  её « матрёшкой» -  от  русского  имени  Матрёна.  Предложил   дать игрушке  такое  название,  художник Сергей  Малютин        расписавший  её.

Матрёшка (предположительно от уменьшительного имени «Матрёна, что означало "статная дама"») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

 Слайд 2.

В Сергиевом Посаде открыли  в  1891г.  мастерскую  по  изготовлению  первых  матрёшек. И  уже  в  1900г.  первая  матрёшка  появилась на  Всемирной  выставке в  Париже  и  была  отмечена  золотой  медалью. Так  начался  вывоз  матрёшек  за  границу.

 

Слайд3.

Менялась  форма  матрешки и   её  количество.   Изготавливали  от 2  до  24 -  местных .

Первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Первые матрешки,  хоть и предназначались детям, стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых

Cамой  распространенной  и   популярной является пятиместная матрешка. Встречаются также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест.   В 1913 году была выточена 48-ми местная матрешка. А в Семёнове самая большая достигала по численности 72 предмета, высота её была 1 метр. 

По  видам  росписи  матрёшки  делятся  на:

 

 Слайд 4.

-Сергиево  Посадских;

-Семёновских;

-Полхово – Майданских.

 

Слайд 5.

Русская матрешка стала модным сувениром. Красиво расписанные и дорогие матрешки продаются иностранцам как своеобразный символ России, как типичный русский сувенир.   Матрешка – не только украшение или сувенир, но  она – прежде всего игрушка для детей.   

 

Слайд 6.

Русские матрёшки  бывают  не  только традиционной  формы. Ещё в  начале  20 века в  Сергиевом- Посаде делали  фигуры  русских воинов и  богатырей.

Слайд 7.

Воинов  изображали в  полном   боевом  вооружении. Боевое  вооружение  воинов различных времён  занимает  особое  место в  культуре. Тело  воина защищали щит,  шлем, доспехи.  Созданные  для  защиты, они  не  только хорошо  отвечали  своему  назначению, но  и  были  прекрасно   художественно  оформлены.

С   древних    времён  наступательным оружием чаще  всего  служили  копья  и  мечи.

Слайд 6

Меч – самое  древнее,  самое  универсальное оружие  дожившее  до  наших  времён. С помощью  меча  наносили  колющие  и  рубящие  удары.

Слайд 7.

Копьё состояло из  древка,  чаще  всего ясеневого, и  медного острия,  насаженного на  древко  трубчатым концом и  прикреплённого  кольцом. С  обратной  стороны  делался  заострённый наконечник  для  втыкания  копья  в  землю.

 Слайд 8  

Главным  оборонительным  доспехом  служил  с древних  времён щит.  Сделать  щит  можно  из  любого  прочного   и не  слишком  тяжёлого   материала - кожи, ивовых  прутьев, дерева, листового  металла ( меди,  бронзы, железа, стали), но  лучше  комбинируя все  эти  материалы. Форма  щита  может  быть   почти  любой. Чаще  всего  встречались   круглые  и  прямоугольные. По  размерам  щиты  делятся  на  три   вида: малые ,могут  закрыть  только  грудь, средние -  весь  корпус,  а  ростовые закрывают  бойца от бёдер  до  шеи.

Слайд 9.

 

С древнейших  времён  щиты  раскрашивали и  украшали. Расцветка  щитов и  значки  на  них  помогали  воинам  различать  друг  друга  в  бою, и,  по – видимому, именно их  можно  считать древнейшими  элементами  униформы  бойца.

                                             

                                               Физкультминутка.

Велика  Россия  наша

И  талантлив  наш  народ.

                                                               О Руси родной  умельцах

На  весь  мир  молва  идёт!

 

Сегодня   мы  с  вами попробуем  себя  в  роли   умельцев,  покажем  гостям  какие  мы  талантливые. Только   изготовим   мы  матрёшку  в  необычном  стиле  - в  технике  коллаж.

Коллаж -  от  французского – (приклеивание,  наклейка) техника  создания  картины  способом  наклеивания плоских или  объёмных  материалов(цветной  бумаги, тканей, отделочных  материалов, проволоки,  дерева,  верёвки и  др.)

 

                                                  4.   Практическая  работа.

                                             1.Анализ  поделки.

-Как  называется  наша  поделка?

-Из  скольки  деталей  она  состоит?

-Есть  ли  одинаковые  детали? Назовите  их.

-_Из  каких  материалов  они  изготовлены?

Щит  вы  можете  выполнить в  технике  аппликации из  картона,  фольги,  упаковочной  бумаги.

Д ля  шлема  подойдёт металлизированная  бумага, а  для  сетки -  ткань  по  фактуре  напоминающая  кольчугу.

-Боевой  одеждой, служили кольчатый (кольчуга)  или  чешуйчатый  доспехи из  мелких  металлических  пластин, нашитых на  кожаную 

 или  суконную рубаху.

Такие  пластины  можно сделать  из  фольги с  помощью  картонного  шаблона. Сейчас  вы  выполните  каждый  свою  авторскую  матрёшку – богатырь, используя   материал, который  лежит  у  вас  на  партах. У вас   должен   получится   следующий  набор  выкроек.

 

Слайд  10.

Повторение  правила  техники  безопасности  при  работе  с  ножницами.

5. Самостоятельная  работа  уч- ся(разметка, заготовка деталей и оформление работы)

6. Подведение  итогов работы.

Когда и где стали делать фигуры русских воинов и богатырей?

Воинов изображали в полном боевом вооружении. Расскажите, что вы узнали о нём?

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.06.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»